Транспортно-трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов.

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.

Ее предназначение:

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

До экспертизы следует:

  • максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
  • разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде).

Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:

1. Диагностические:
  • Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
  • С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
  • Где располагается место столкновения транспортных средств?
  • Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
2. Идентификационные:
  • Оставлены ли следы указанным автомобилем?
  • Принадлежит ли деталь указанному ТС?

Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.

Экспертиза проводится в следующих случаях:

  • На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
  • По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).

Эксперт принимает к производству поступившие материалы: знакомится с ними, определяя возможность дачи ответа на поставленные вопросы по имеющимся материалам либо необходимость проведения исследовательских мероприятий.

Этапы проведения экспертизы


Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).

Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.

Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.

Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.

Результат экспертизы и его использование


Заключение должно основываться на общеизвестных и научных данных, которые можно проверить. Как правило, в тексте указываются источники и фактические данные, которые были положены экспертом в основу выводов. Поэтому, если в заключении есть погрешности, теоретически оно опровержимо.

В результате проведенной транспортно-трасологической экспертизы могут возникнуть следующие нюансы:

  • 1. В некоторых случаях эксперт на основе имеющихся материалов не может дать категоричный ответ на вопрос. Например, при невозможности проведения осмотра ТС. В этом случае следует исходить из обстоятельств, по которым осмотр не состоялся. Если сторона ссылается на то, что уже проведен ремонт ТС, замененные детали уничтожены, однако автомобиль не представлен к назначенному времени, то можно со ссылкой на ст. 79 ГПК РФ просить признать факт, для выяснения которого назначалась экспертиза, установленным.
  • 2. В случае спорности выводов эксперта или неполноты проведенного исследования сторона вправе просить назначения дополнительной или повторной экспертизы по ст. 87 ГПК РФ. Такое ходатайство будет обоснованным, если ранее был проведен судебный допрос эксперта и пробелы экспертного заключения при этом не удалось устранить. Однако не всегда повторная экспертиза дает ясную картину событий. Например, такая ситуация имела место по делу, указанному в п. 7 обзора судебной практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях ВС РТ за 1-й квартал 2014 года (дело № 33-3998/2014).